Молодежь в Армении и Азербайджане

Молодежь с различными героями и интересами
— Какие особенности в большей степени характеризуют нынешнюю молодежь Армении?
— Более 80% молодежи Армении, с моей точки зрения, ничем не отличается от молодежи других постсоветских стран. По поведению, предпочтениям, стилю одежды они подражают героям сериалов. Мои зарубежные друзья в Ереване как-то подходили к девушкам, думая, что это — женщины легкого поведения. Их ввергли в заблуждение вызывающие сапоги девушек, из-за этого потом у парней даже возникли проблемы с полицией. Изменились и ценности, необузданный потребительский спрос также просочился в Армению. Шоппинг стал неотьемлемой частью повседневной жизни армянских женщин и девушек: делаются бессмысленные покупки. У знакомых мне девушек пытаюсь узнать причину таких частых и многочисленных покупок, в ответ мне они говорят: «Просто так, захотелось купить, вот и купили». Изменилось мировоззрение, герои сейчас другие. Объявим «благодарность» за это нашим сериалам. Молодые хотят стать влиятельными и уважаемыми людьми, такими, как герои сериалов. Представление бандитов в таком свете оказало свое пагубное воздействие на молодых людях. Парни уже уверены в том, что рано жениться в 30 лет, девушки также не спешат с этим.
Остальные 20% молодежи активны, они больше обращают внимание на национальные ценности, на приобретение знаний. Представители этой группы молодежи любят родину, они не безразличны. Они проявляют гражданскую активность, входят в различные группы, работают над тем, чтобы через какое-то время у них были рычаги воздействия, чтобы они были полезными для страны. Всегда активна небольшая часть общества, которая является движущей силой для остальных. И в этой активной части общества есть и молодежь, и она за последнее время увеличивается. Меняется поколение, которое не остается в стороне от трансформаций в мире. Мне трудно однозначно ответить на вопрос, что именно подталкивает молодежь к гражданской активности, но, однозначно, есть молодежь с активной гражданской позицией. И в Интернете молодежь делиться на 80 и 20 проценров. Большая ее часть сидит в Odnoklassnik-ах, а в более серьезных сетях, блогах и на сайтах та молодежь, которая активна в гражданской сфере. Молодежь из Odnoklassnik-ов и Facebooka не общаются друг с другом. В Интернете так же, как в жизни. Их предпочтения и представления разные. В этом заключается причина, почему их ,,встреча,, во время президенстких или парламентских выборов становиться такой болезненной: 20% всегда удивляется поведению и выбору 80% молодежи. Между тем проблема заключается в том, что меньшинство крутиться в рамках своего круга, пренебрежительно относиться к низкопробным сериалам, развлекательным сетям и сайтам знакомств, не может понять мотивации выбора 80%. Представители 20% думают, что элита — это интеллигенция и творческие люди. Те, кто входит в состав 80%, уверены, что элита – те, кто имеет дорогостоящие автомобили. Молодежь из серьезных социальных сетей имеет высшее образование, кроме русского, как правило, владеет еще одним иностранным языком. То, что представляет интерес для этих пользвотателей, может вообще быть непригодным для остальных.
— Какова, на Ваш взгляд, политическая и гражданская активность молодежи?
— Политическая активность довольно высокая: молодой человек не будет говорить о Ван Гоге, но точно будет иметь свое мнение о том или ином политическом деятеле. Политическая активность молодежи более высокая, чем гражданская. Активная молодежь думает, анализирует, а не активная под влиянием тех или иных авторитетов механически записывается в члены той или иной партии. В любом случае молодежь присутствует в политике. Гражданская активность носит добровольный характер, в гражданской сфере легче, так как здесь меньше ответственности. К примеру, одна из гражданских групп выступала против открытия школ с иностранным обучением, но большую ответственность нес министр, который был инициатором основания таких школ. Именно он должен принять решение, которое потом может оказать негативное воздействие. А вот гражданская группа не несет ответственности за свою борьбу. Будучи более ответственным делом, в политику тем не менее вовлекаются большие массы, чем в гражданские движения. С моей точки зрения, причина заключатеся в том, что люди хотят достичь быстрых результатов, хотят за 1-2 года получить должность, или по крайней мере – рычаги воздействия. Порою сферы политической и гражданской активности совпадают, так как гражданские движения по сути являются акциями протестов, а оппозиционные силы полагают, что протестная среда — удобное средство для самовыражения. Нужно быть осторожными и всячески деполитизировать гражданские движения.
— Что можно сказать о занятости молодежи в настоящее время, есть ли структуры, занимающиеся проблемами трудоустройства молодежи?
— Я не знаю, есть ли у нас структуры, занимающиеся проблемами молодежи, кроме, конечно, соответствующего министерства. Я даже не в курсе, приняли ли уже закон о молодежи? Проблемы нашей молодежи, которые в результате упираются в сферы образования и занятости, исходят от семей. В семьях, как правило, дают детям ошибочные установки. Молодые люди выбирают модные специальности, они хотят получить много и сразу, но так бывает, если ты очень талантлив, либо же если имеешь покровителей. Молодые люди заканчивают вузы и удивляются тому, что нет работы. Но что они делают во время учебы? Изучают ли рынок труда, посещают ли дополнительные курсы, пытаются ли параллельно с учебой работать по специальности для набирания хоть какого-то опыта. Целых 5 или 6 лет молодой человек тратит на свое необучение, а потом становиться перед фактом – не может найти себе работу и применение. Такие молодые люди начинают жаловаться, а потом либо уезжают из Армении, либо же становятся безработными.
— В чем различия сельской молодежи от городской, чем занят досуг нашей молодежи?
— Армения превратилась в страну с обществом, разделенным на разные сегменты. Водитель не понимает ожиданий пешехода, у государственных чиновников – свой мир, воры в законе живут по своим понятиям, а интернет-сообщества совсем из другого мира. Владельцы автомибилей абсолютно не понимают, почему люди недовольны работой маршрутных такси. Жителю 5-го этажа невозможно объяснить, зачем нужно ремонтировать крышу их двенадцатиэтажного дома, житель первого этажа никогда в жизни не заплатит за ремонт лифта, точно так, как жители верхних этажей будут с трудом оплачивать регулярную уборку мусора. И молодежь действует аналогично. Сельская молодежь живет своей жизнью, городская – своей. Разница обусловлена различием между условиями их жизни, между городской и сельской средой. Молодой человек сельской местности, в отличие от городских сверстников, всегда вовлечен в работу, так как он не может оставаться в стороне от обязанностей своей семьи. А вот молодой горожанин может бездельничать независимо от своей воли. Еще сложнее обстоит дело с занятостью молодежи, проживающей в небольших городах, ведь там нет ни промышленности, ни сельского хозяйства. Эта часть молодежи стремиться обосноваться в Ереване, так как здесь больше шансов найти хоть какую-то работу и применение себе. Обратных желаний у молодых я еще ни у кого не видел.
Его судили за инакомыслие
— Какие особенности в большей степени характеризуют нынешнюю молодежь Азербайджана?
— Думаю, что сегодня молодежь в Азербайджане находится в глубоком сне. Молодежь пассивна, апатична, закрывает глаза на правду, уходит в себя, предпочитает устраивать свою собственную жизнь, не вмешивается в политику, не проявляет свою гражданскую позицию. Правда, очень много молодых людей сейчас пытается уехать и получить образование за рубежом. Те, у кого это получается, хотят остаться там. Те, кто возвращается, в основном хотят работать в компаниях с высокой зарплатой, не хотят жертвовать своим комфортом. Если есть выбор между комфортом жизни и выражением своей гражданской позиции, то они выбирают первое. Организация и мобилизация молодежи для участия в каких-то общественных процессах, сопряжены с определенным риском. В этом нет ничего необычного, поскольку в любой авторитарной системе не только молодежь, но и преимущественно все население предпочитает молчать. Все другое связано с риском – это угроза физическим насилием против личности, давление на родственников. Я не связываю сегодняшние репрессии с репрессиями сталинских времен. Скорее всего, их можно сравнить с репрессиями, происходившими в ГДР, с репрессиями, имевшими место в СССР в 70-е годы. В Азербайджане ситуация дошла до того, что большие политпартии превратились в маленькие клубы диссидентов. И круг этот сужается. В этой ситуации молодежь делает выбор в пользу молчания и организации для себя комфорта. Очень мало молодых людей, которые, несмотря на риск, все-таки продолжает говорить правду, организовывать протестное движение.
— Какова, на ваш взгляд, политическая и гражданская активность молодежи?
— Большинство молодежи не хочет смотреть правде в глаза, даже когда смотрит, то боится этой правды. Если начинаешь видеть правду, то в этой стране тебя ждут большие неприятности. Очень мало в стране молодых людей, которые вообще как-либо проявляют свою гражданскую и политическую позицию, поскольку с этими людьми очень жестоко обращаются – их избивают и сажают. Однако политическая и гражданская активность молодежи «ушла» в настоящее время в социальные сети. Таким образом, молодежь стала активна не на улицах, не в реальной жизни, а в виртуальной. Там у них есть возможность высказать свои взгляды на все процессы в обществе. Это не уходит от внимания властей, которые достаточно жестко обращаются с теми, кто использует социальные сети для обсуждения общественно-политических моментов. Особенно жестока власть в отношении тех, кто смеет мобилизовать молодежь для протеста на улицах. Ярким примером тому является возбужденное против Эльнура Меджидли уголовное дело, которое грозит ему 12-ти летним сроком лишения свободы. Как известно, он был одним из организаторов в социальной сети акций протеста на улицах Баку в апреле этого года. Против него выдвинуто обвинение в призыве к свержению власти. Уголовные дела были также возбуждены и в отношении лидеров и активистов оппозиционных партий ПНФА и «Мусават». Они арестованы, в отношении них ведется следствие.
Однако их обвиняют в организации общественных беспорядков и оказании сопротивления полиции. То есть им грозит лишение свободы не более трех лет, хотя они реально участвовали в акциях протеста и опаснее какого-то проживающего во Франции блогера, пытающегося посредством социальной сети организовать молодежь. Думаю, что это очень интересный факт, который помогает понять кого и чего система боится больше. Выходит, что система больше боится виртуальной силы в лице общающейся в социальной сети молодежи, нежели реальной оппозиции , вылившейся на улицы и открыто выражающей свой протест. Не думаю, что система не права, поскольку такая молодежь опасна. Система опасается такой молодежи и поэтому всеми способами пытается ее остановить, наказывая самых активных и самых способных.
— Что можно сказать о занятости молодежи в настоящее время, есть ли структуры, занимающиеся проблемами трудоустройства молодежи?
— К сожалению, вся система экономики в Азербайджане не устроена так, чтобы свободный рынок создавал возможность для молодежи находить себе работу. Наша система напоминает систему советского периода. У нас сильная монополия, в рамках которой создаются, конечно же, рабочие места. Однако все это мизер по сравнению с тем, какое количество рабочих мест мы могли бы иметь при свободной рыночной экономике. Увеличение числа рабочих мест возможно лишь при наличии свободной экономики, отсутствии монополий, необходимых «шапок», а также реальных условий для занятия бизнесом. Все это создало бы совсем иные условия, появилось бы много рабочих мест для молодежи. Если в Азербайджане начнутся реформы при этой системы или после нее, то мы увидим огромную разницу с авторитарным режимом, где не работают законы, нет свободной экономики. В принципе в обязанности государства не входит создание рабочих мест для молодежи. Роль государства в том, чтобы обеспечить верховенство закона, безопасность, создать равные условия для всех субъектов экономики, условия для свободной конкуренции. При таких условиях для молодежи работа появится. Я концептуально не согласен с вопросом о том, что государство должно конкретно заниматься трудоустройством молодежи. В качестве примера можно привести тот же самый Китай с авторитарным же режимом, который на сегодняшний день создал условия для своей молодежи, обладает самой конкурентоспособной технологией и рабочими навыками. Авторитарные государства тоже бывают разными – эффективными и неэффективными. Азербайджан, кстати, относится к последним.
— В чем отличие сельской молодежи от городской, чем занят досуг нашей молодежи?
— Не секрет, что сельская молодежь всегда отличалась от городской. Урбанизация является важным фактором развития в истории любой страны. Хочу затронуть экономическую составляющую, которая приводит к этому развитию. Мобильность экономики играет очень важную роль в развитии культуры, мышления, цивилизации. В тех странах, где экономика развита, открыта, где она живая, свободная и интенсивная, экономика становится мобильной, а рабочие места подвижными, в результате происходит мультидемизианальная миграция. То есть любой гражданин, представители молодежи в том числе, проходят обучение, к примеру, в одном городе, работают в другом, затем их посылают на работу в третий город и так далее. Это приводит к тому, что традиционный жизненный уклад теряется, а на смену приходят новые отношения и задачи, создаваемые свободной экономикой. Разница между селом и городом серьезно увеличивается.
В Азербайджане же что происходит – житель села приезжает в город, однако его урбанизация не происходит. Урбанизация и модернизация происходит только тогда, когда экономика бывает живой и мобильной. А в Азербайджане житель села переносит свой устоявшийся уклад в городскую жизнь, правда с некоторыми чисто внешними изменениями. Сам по себе естественный процесс урбанизации так и не происходит. Он может начинаться с переездом из села в город, но на этом и заканчивается. Скажу вам больше, у большинства городской молодежи мышление сельское, традиционное. Мизерный процент городской молодежи обладает урбанистической культурой. Для этого необходимо обладать определенным современным типом мышления. В это понятие входит и организация молодежью досуга. В стране нет нормальных клубов по интересам. Имеющиеся так называемые клубы, скорее смахивают на притоны. Городской культуры в городе нет. Вероятно, в советское время ее было больше (одно из положительных качеств советского времени). В принципе своем городская культура тесно связаны с понятием свободы. Чем больше будет свободы (особенно в экономике), тем больше будет развиваться городская культура. В противном случае она может находиться под угрозой исчезновения.
От координатора проекта в Азербайджане Л.Юнус: « Эмин до сих пор находится под наблюдением полиции, так как в ноябре 2010 г. его освободили из заключения условно-досрочно. Этим фактом его жизни объясняется присутствие полицейского рядом с ним на фото.»