Роль Европейского суда для граждан Армении и Азербайджана

Что такое Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) для граждан Армении и Азербайджана? Насколько действенны механизмы подачи жалоб, насколько эффективны вынесенные решения для самих граждан? Европейский суд – это последняя инстанция правосудия для армян и азербайджанцев?  Эти и ряд других вопросов затрагиваются в представленных ниже интервью с юристами из Армении и Азербайджана.

Европейский суд по правам человека – последняя надежда на правосудие?
— После присоединения к Европейской Конвенции по правам и основным свободам человека граждане Армении получили право обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Сколько приблизительно жалоб поступило из Армении в Страсбургский суд за прошедшее с тех пор время? Сколько решений вынес ЕСПЧ по жалобам из Армении?
— Согласно статистике, в 2008 году из Армении поступило 106 жалоб, в 2009-ом – 125, в 2010-ом – 197 и в 2011-ом – 173 жалобы. Рост числа жалоб обусловлен тем, что в Армении и других странах Конвенция стала более известной и доступной. Такой рост увеличивает нагрузку на суд, и СЕ принимает меры к тому, чтобы нарушения права решались внутри страны. Так, в 2005 году в Армении была широко распространена практика применения административного ареста, которая в преддверии выборов действовала в отношении политических активистов. По административным арестам у меня было 20 дел, направленных в ЕСПЧ. По десяти из ним были приняты решения. По требованию гражданского общества законодательство было изменено, и административный арест изъяли из практики. Решения по этим делам Европейский суд принял после внесения соответствующих изменений в наше законодательство. Армения пришла к выводу, что для того, чтобы пресечь обращения в Евросуд по таким нарушениям права, необходимо как можно скорее изменить закон. Другой пример. На протяжении десятилетий считалось, что в отношении лиц, обвиняющихся в тяжком преступлении, залог не может быть применен. Это противоречилот положениям Конвенции. В этом году Европейский суд принял одно решение, но оно опять запоздало, так как в 2008 году Кассационный суд Армении рассмотрел эту проблему и внес соответствующее изменение, после чего подобных нарушений у нас уже не бывает. Эти реформы я связываю с Евросудом, поскольку наш законодательный орган заранее меняет закон, чтобы исключить появления решений в дальнейшем и чтобы компенсации не выплачивались из государственной казны.
— С какими делами чаще всего связаны жалобы, направляемые в ЕСПЧ, – уголовными, гражданскими или административными?
— В основном это гражданские дела, затем идут уголовные и, наконец, административные. Очень много имущественных споров, жалоб на справедливое судебное следствие, споры о лишении свободы, заявления, связанные с применением к человеку запрещенного отношения.
За 10 лет по делам из Армении было принято 45 решений, что мало, учитывая, что 1/3 составляют повторяющиеся дела. В действительности сегодня Кассационный и Конституционный суды Армении применяют прецеденты Европейского суда быстрее и эффективнее, чем сам Евросуд. Если в Европейском суде процесс принятия решения длится 4-5 лет, то в национальных судах – несколько месяцев. Отмечу, однако, что правосудие в Армении осуществляется тогда, когда в дела суда не вмешивается политика и нет коррупции, в противном случае правосудие у нас становится избирательным.
— С какими проблемами сталкиваются при направлении дела в ЕСПЧ в стране и в самом ЕСПЧ? Как изменился механизм рассмотрения жалоб в ЕСПЧ?
— Обращение в Европейский суд всегда представляло собой упрощенную процедуру. Настолько упрощенную, что самостоятельно обратиться мог любой гражданин. На сегодняшний день много и различной литературы. Десять лет назад литературы на армянском языке не было, а сегодня есть специалисты и теоретики. Я иногда даю гражданину список литературы или источники, в которых он может найти форму заявления, обратиться собственными силами и добиться успеха. У нас даже есть дела, которые граждане выиграли без участия адвоката. Единственным препятствием для граждан может быть финансовая сторона: помощь консультанта стоит от 800 до нескольких тысяч долларов.
Очень часто государства (и не только Армения, а особенно Турция, Россия) предпочитают не осуществлять системные изменения внутри страны, а просто выплатить компенсацию из госбюджета. Армения и другие государства открыто не отказываются от выполнения решений, которые касаются системных изменений, а просто маневрируют для того, чтобы обойти стороной эти решения.  Причина в том, что государстива консервативны. Если страны все же идут на законодательные изменения, то в большинстве случаев только для того, чтобы избежать выплат компенсаций.
— Как в Армении выполняются решения ЕСПЧ и что на практике означает для Армении выполнение или невыполнение решений Евросуда?
— Решение Европейского суда принимается в двух направлениях: контроль с целью восстановления права данного лица и реформирование законодательства с тем, чтобы не допустить подобных нарушений в отношении других лиц.
Я бы не сказал, что Армения отказывается выполнять решения суда. Компенсации предоставляются в качестве минимального требования, осуществляются и законодательные реформы.
Компенсации выделяются из госбюджета, и это правильно. Судья не должен выплачивать из своего кармана и не должен привлекаться к ответственности, если не совершал преступления. Если мы начнем штрафовать судей, заниматься «охотой на ведьм» и искать виноватых задним числом, то это заморозит судебную систему. Должность судьи является государственной, и если он нарушает закон, то государство должно либо привлекать его к ответственности, либо отказаться от этого должностного лица, поскольку из-за его плохой работы страдает государственная казна.
Единственное, в чем мы хромаем, это вопрос повторного рассмотрения старых дел. Именно это произошло, например, с делом телекомпании «А1+»: Европейский суд принял решение вернуться к старому делу, что, однако, не было сделано. В действительности невыполнение решения никакого значения или воздействия не имеет. Если государство отказывается повторно рассматривать дело, то никакими последствиями это в основном не чревато. Случай «А1+» – исключение, и мы вновь обратились в Евросуд с целью повторного рассмотрения старого дела.
Европейский суд — последняя надежда на правосудие для граждан Азербайджана?
— После присоединения к Европейской Конвенции по правам человека и основным свободам граждане Азербайджана получили право обращаться в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Сколько приблизительно жалоб из Азербайджана  поступило в Страсбургский суд за прошедшее с тех пор время? Сколько решений вынес ЕСПЧ по жалобам из Азербайджана?
— Cогласно данным Европейского суда прав яеловека, по состоянию на 1 января 2011 г. 1230 жалоб на азербайджанское правительство уже были признаны неприемлемыми, еще 1254 ожидали свою судьбу. Таким образом, всего после присоединения Азербайджана к Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод из Азербайджана в Европеский суд было направлено 2484  жалобы. По данным на 30 июня 2011 г, всего 1543 жалоб находились в состоянии ожидания, т.е. за полгода их количество увеличилось на 313 жалобу без учета уже рассмотренных жалоб. Если учесть, что в среднем из нашей страны направляется 50 жалоб в месяц, можем смело предположить, что в ЕСПЧ уже поступило более 3000 жалоб в отношении Азербайджана. На сегодня Суд принял 63 Постановления (т.е. решения по существу — judgments, в которых Суд устанавливает нарушены  или нет конкретные права и свободы. Из 63 Постановлений 59 приняты Палатой, а 4 – Комитетом* .  На уровне Палаты принято также 68 решений по вопросу о приемлемости жалоб (decisions). Приемлемость жалобы – это принятие ее к рассмотрению Судом. Сам по себе факт подачи жалобы и получения письма из Секретариата ЕСПЧ о присвоении регистрационного номера – еще не означает, что жалоба уже принята к рассмотрению.
Большинство жалоб не проходит через сито критериев приемлемости. Эта цифра колеблется между 90 – 95% от общего количества жалоб. Тот факт, что жалоба составляется хорошим юристом, еще не гарантия того, что она будет признана приемлемой – даже весьма опытные адвокаты далеко не точно понимают, как нужно писать жалобу – оттого и очень много жалоб не доходят до завершающей стадии.
— С какими чаще всего делами связаны жалобы, направляемые в ЕСПЧ: уголовными, гражданскими или административными?
— Из рассмотренных в ЕСПЧ дел 20% были связаны с правом собственности (ст. 1 Протокола 1 к Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод), 19 % –  с правом на справедливое судебное разбирательство  (ст. 6 Конвенции), 13%  –  с неисполнением судебных решений (ст. 6 Конвенции), 12%  – с правом на свободу и личную безопасность (ст. 5 Конвенции), 36 %–  с остальными правами и свободами. Отметим, что если  в первые годы после вступления Конвенции и Протоколов к ней в силу в отношении Азербайджана, преобладали жалобы, связанные с уголовными делами, то в последнее время растет доля жалоб, связанных с гражданскими и административными делами, особенно тех, в которых ставится вопрос о нарушении права собственности. Это легко объяснимо увеличением количества нарушений права собственности в Азербайджане, которое за последние три года достигло угрожающих размеров. В этом отношении Азербайджан со знаком минус занимает лидирующее положение не только среди государств-членов Совета Европы, но и, пожалуй, в мире.
— С какими проблемами сталкиваются при направлении дела в ЕСПЧ, в самом ЕСПЧ? Как изменился механизм рассмотрения жалоб в ЕСПЧ?
— Адвокаты не испытывают больших проблем при направлении жалоб в ЕСПЧ. Однако, уже были случаи, когда сотрудники Секретариата Суда утверждали, что некоторые документы, направленные из Азербайджана и полученные в ЕСПЧ согласно факсовому подтверждению, ими не получены. Например, было подано обращение о передаче дела С. Маммадов против Азербайджана в Большую Палату, после того как было опубликовано постановление Палаты по этому делу. Несмотря на то, что данное обращение было в трехмесячный срок отправлено на факс Суда и об этом имеется соответствующее подтверждение, а затем выслано в ЕСПЧ по почте, Секретариат заявителю сообщил о том, что он просрочил трехмесячный срок, а факсовое обращение они не обнаружили.
Вступление Протокола №14 к Конвенции, вопреки ожиданиям, не ускорило рассмотрения жалоб. Некоторые из нововведений применяются таким образом, что это вызывает серьезные возражения со стороны заявителей и адвокатов. Одним из этих новелл является ст. 27 Конвенции, предоставляющая единоличному судье полномочия признавать неприемлемой жалобу, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Казалось бы, что тут все ясно, исходя из буквы и духа этой статьи и Конвенции в целом, тут можно говорить о жалобах, в которых критерии приемлемости: шестимесячный срок, исчерпание национальных правовых средств нарушены настолько очевидно, что никакой необходимости в изучении жалобы нет. Однако, практика показывает, что тандем судьи  и  юриста секретариата может фактически пресечь прохождение весьма серьезных жалоб. Судья из Греции по фамилии Сицилианос назначен единоличным судьей по Азербайджану сроком на один год. Он в таком качестве за последние полгода принял десятки (а может, и сотни) решений о неприемлемости жалоб на Азербайджан. После этого заявителей извещают лишь о том, что их жалобы признаны неприемлемыми, а основания такого решения не раскрываются. По странному стечению обстоятельств в число неприемлемых попадает значительная часть жалоб, в которых ставится вопрос о причинении крупного или даже очень крупного материального вреда.  По ряду дел опытнейшие азербайджанские юристы, хорошо владеющие навыками составления жалоб в ЕСПЧ, недоумевают о причинах таких решений.
Как известно, решения о неприемлемости не подлежат обжалованию. А единоличный судья не выносит отдельного решения по каждой жалобе. Обычно он просто ставит резолюцию в соответствующий отчет, подготовленный докладчиком, не являющемуся судьей (применительно к Азербайджану это, вероятнее всего, юрист из Азербайджана). Таким образом, на уровне единоличного судьи может быть оборвано прохождение весьма перспективных жалоб. А соответствующие папки подлежат уничтожению спустя год! Неслучайно, ряд неправительственных организаций и политических партий Азербайджана направили свое обращение в Страсбург, в котором есть намек  на возможную коррумпированность некоторых лиц в ЕСПЧ.
— Как в Азербайджане выполняются решения ЕСПЧ?
— Выполнение решений Суда в Азербайджане оставляет желать лучшего. Государственные органы, как правило, вовремя выплачивают денежные средства (компенсация за моральный и материальный вред, расходы), присужденные Европейским Судом. Выполняются некоторые меры общего характера: переводятся и распространяются решения среди судей, прокуроров и т.д. Однако, ряд мер индивидуального характера до сих пор не осуществлены. Так, по делу С.Маммадов против Азербайджана, несмотря на то, что решение ЕСПЧ, коим было установлено нарушение ст. 3 (запрет пыток), принималось еще в январе 2007 г., до сих пор даже не возбуждено уголовное дело по факту применения пыток. Очевидно, прокуратура ждет истечения сроков давности. Я специально привел в качестве примера именно дело о применении пыток: ЕСПЧ признал факт применения пыток, отсутствие эффективного расследования, однако никто до сих пор не привлечен к ответственности. А применение пыток в Азербайджане продолжается.
 По многим делам, в частности, по делу Панаха Гусейна и др. против Азербайджана (речь идет о деле по жалобам бывшего премьера Панаха Гусейна, председателя Демократической Партии Азербайджана С.Маммадова и других.), не пересматриваются дела, хотя решениями ЕСПЧ установлены явные нарушения права на справедливое судебное разбирательство и говориться о необходимости пересмотра дела.

* В соответствии со ст. 26(1) Конвенции для рассмотрения переданных ему дел Суд заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, Палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.