Образовательная система в Армении и Азербайджане

О возможностях мультиплицирования идей
— По каким стандартам структурирована нынешняя образовательная система Армении, в чем она преуспела, и в чем отстает?
— Все образовательные учреждения объединяет прогресс в вопросе либерализации содержания и результатов образования. На протяжении долгих лет дошкольное образование игнорировалось со стороны государства, не было централизованного планирования. Ответственность за дошкольные учреждения несли общины, из-за платной системы они не были доступны многим гражданам. Кроме того, не было (а может, и теперь нет) понимания необходимости определить ребенка в такие учреждения. Мы ошибочно полагаем, что для обеспечения возрастного развития у ребенка достаточно отдавать его на попечение бабушки. Между тем, бабушки бывают разными. Ребенок из образованной семьи в первом классе учиться быстро, у него богатый лексикон, а вот у детей, которые были на попечении необразованных бабушек, потом не оказывается возможностей для развития, равного с остальными сверстниками. Сейчас государство имеет стратегический план и несет ответственность за содержательную и финансовую сторону дошкольного образования.
Об общеобразовательной системе и вузах: если в советской системе было описано все содержание урока, и я, как преподаватель, была лишена свободы выбора учебников, дополнительных материалов, то теперь эта свобода распоряжаться своим уроком у меня есть. Но у меня нет возможности делать в аудитории все, что мне заблагорассудиться, так как я обязана обеспечить результаты, установленные и нормированные государством (и я думаю, что это – правильное отсутствие свободы). Т.е. государство, предоставляя свободу образовательным учреждениям, одновременно гарантирует конечные результаты. Есть так называемый образовательный порядок, который устанавливает нормы, какими должны быть выпускники общеобразовательных школ с моральной, образовательной точек зрения и в плане их физической подготовки.
Образовательный стандарт – формулировка из старой системы. Сейчас больше говорят о конечных результатах. Именно здесь педагоги, преподаватели вузов должны быть стратегами, уметь планировать, перестраивать свой предмет. Нужны курсы по переподготовке специалистов, путеводители, методические пособия, неформальные группы, проводившие исследования и эксперименты, которые будут обмениваться своим опытом.
Функции учителей и преподавателей вузов заключаются в предоставлении знаний и в том, чтобы дети научились думать. В этом смысле есть прогресс.
Но есть и регрессивная тенденция в сфере представлений и мышления, заключающаяся в утверждении и предубеждении, что новое – хуже старого. В плане законов и бумаг мы сделали многое, но в нашем поведении есть инерция: невозможно со скоростью ксерокопирования вторить человеческому поведению — человек должен пройти через один полный цикл моральных реформ. Новое, конечно, может иметь свои отрицательные стороны, но не может однозначно быть негативным. Многие говорят, что либерализация испортила наше качество, что, мол, тогда мы давали качество, а теперь неизвестно, куда идем. Сейчас опять ощущается тенденция бюрократизации системы. Но это то, от чего мы убегали в свое время, понимая, что невозможно управлять всем и все держать под контролем. Мы все время стоим перед этой угрозой и периодически втягиваемся в дискуссии на эту тему.
— Каков уровень школьного образования в Армении, к чему в основном готовят в наших школах?
— Многое о системе школьного образования я сказать не могу. Судя по некоторым сигналам, я понимаю, что произошли какие-то изменения. Было отрадно, что по данным международного отчета «Исследования по математике и естественным наукам» мы достигли среднеевропейского уровня. В результате исследования выяснилось, что по сравнению с 2003 годом в 2007 году возрос уровень знаний учеников 4-8 классов по естественным предметам. Легко произнести фразу «изменение роли учителя», это требует усилий и прохождения определенного пути. Говорят: «школа с акцентом на ученика и университет с акцентом на студента». Это значит, что преподаватель уже не является тем солнцем, вокруг которого крутятся спутники. Для таких реформ нужны даже архитектурные изменения образовательных учреждений. Например, сейчас уже ясно, что вместо ораториумов нужно иметь больше лабораторий. Нужны небольшие аудитории и широкие коридоры. Пока мы не можем обеспечить развитие умения мыслить. Педагоги хотят дать информацию: умер в таком-то году, было захвачено тогда-то и т.д., т.е. только информацию. Но ребенок не может делать выводы на основе хронологии, так как не может полноценно понять, почему это случилось, для него остаются непонятными геополитические процессы. Школа пока не может обеспечить такое гуманитарное образование, потому что есть страх, новое еще не полностью осознанно. По моим оценкам, в школах продолжают применяться методы, напоминающие звукозаписи, т.е. только передача информации.
— Делается ли что-либо для того, чтобы армянские дипломы котировались за рубежом? Насколько востребованы наши специалисты в других странах, в каких сферах?
— В 2004 году Армения ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, а в 2005 г. в Бергене присоединилась к Болонскому процессу. По решению правительства был создан фонд «Национальный информационный центр академического взаимного признания и обмена», который начал действовать с января 2006 года. Программа фонда предусматривает улучшение процесса академического взаимопризнания и способствование объективному признанию квалификации обучающихся, что даст им возможность свободно и гибко передвигаться между вузовскими системами, без потери истинных оценок их квалификации из-за нелогичных процедур и сводов правил. Все это связано с функцией признания, в частности, с признанием студентов с зарубежным образованием, что станет отражением истинной ценности этой квалификации по понятиям вузовской системы данной страны. Я полагаю, что и в Армении, и в зарубежных странах наши специалисты пользуются спросом в прикладной сфере, в естествознании и информационных технологиях.
— По каким в основном каналам (государственным или частным) армянские студенты едут на учебу за границу. Какая часть из них впоследствии возвращается и трудоустраивается на Родине?
— Жалко, что министерство образования не ведет специальной статистики. Я не в курсе, какая часть потом возвращается и находит работу в Армении. Знаю, что для учебы больше едут в Россию, потом в США, сейчас увеличились возможности и для получения образования в европейских вузах. Есть разные фонды, предоставляющие стипендии и государственные, и международные. Стипендии отличаются друг от друга и по условиям их предоставления. К примеру, одним из условий американских стипендий является то, что потом студент должен вернуться на свою родину. А вот у фонда «Луйс» («Просвещение» — ред.) такого ограничения нет. Я думаю, что не нужно заключать людей в какие- то рамки. Те, кто не вернутся потом, все равно, не потеряются. Сейчас говорят не только об утечке мозгов, но и об обороте мозгов. По одному из исследований, люди, уехавшие на учебу в другую страну и обосновавшиеся там, в течение 40 лет возвращаются на родину с уже «дополнительной стоимостью». Как правило, они поддерживают деловые связи на родине, и это с экономической и научной точек зрения может создать новые возможности. Если эти люди настолько освоились в других странах, что смогли жить и развернуть деятельность, значит, будет лучше, если они там же и останутся. Например, молодой физик понимает, что может поставить опыт, но на родине у него нет таких возможностей. И если он не сделает этого, то идея может устареть, не получить применения вовсе. Не лучше ли чтобы он уехал, получил образование, поработал, а потом и вернулся? И именно здесь нужно осознать важность языка. Если человек говорит на армянском, то вернется, если говорит на русском, то не вернется никогда. Идея, знания могут, как деньги, иметь эффект мультиплицирования. Когда уничтожаешь возможность умножения идеи на армянском, то доводишь до нуля и возможность возвращения или реализации этой идеи на родине.
Лучшее вложение капитала – в образование
— По каким стандартам структурирована нынешняя образовательная система Азербайджана, в чем она преуспела, в чем отстает?
— В 2009 году в Азербайджане был принят рамочный закон «Об образовании». Данный закон обсуждался достаточно долго, на протяжении шести лет. Однако конкретные законы о высшем образовании, среднем и специальном еще не приняты. Намечалось, что закон «О высшем образовании» будет принят в ходе весенней сессии Милли меджлиса, однако до сих пор это не произошло. Тем не менее, принятый рамочный закон очертил основную структуризацию образования в целом. Таким образом, согласно закону, в средних общеобразовательных школах предусмотрено четырехгодичное начальное образование. В течение пяти последующих лет с 5 по 9 класс, учащиеся получают среднее образование, а далее 10-11 классы – законченное среднее образование.
Обычно все эти этапы образования осуществляются в одной школе, как это было еще в советские времена. В Азербайджане нет как такового разделения (как это принято за рубежом) на high sckool. Правда, в Баку уже создана такая школа, пока в единственном экземпляре, где обучаются с 9 по 11 класс.
Имеются также школы с 12-ти летним образованием. Такие школы удобны для поступления в иностранные вузы, поскольку, к примеру, в Великобритании 12-ти летнее среднее образование. Считаю это шагом вперед.
Что касается высшего образования, то Азербайджан довольно быстро еще в начале 90-х годов перешел на новую систему образования: бакалавр и магистр. Была принята американская модель обучения в вузах 4+2 (бакалавр+магистр) В Европе система (3+2). Таким образом, на бакалавра учатся в течение четырех лет. Введена также система phd (степень кандидата наук).
Думаю, что переход на латинскую графику, на трехступенчатое образование (бакалавр, магистр, phd) является положительным фактором. Кстати, в Азербайджане раньше, чем в Армении и Грузии перешли на эту систему. Положительным также является переход на тестовую систему вступительных экзаменов в вуз, которая по сути своей была направлена на устранение коррупции. Позже тестовая система была введена и для поступления на магистратуру. Главным изменением последнего времени является введение единых выпускных экзаменов в общеобразовательных школах. При сдаче этих экзаменов вуз не выбирается. Лишь после сдачи этих экзаменов и наборе определенного количества баллов учащийся может подать документы в вуз. Наша система поступления в вузы была перенята в Турции. Однако эта страна в настоящее время отказалась от такой системы, и перенимает американскую систему вступления в вузы. В этом случае экзамены сдают при окончании школы и только. При поступлении в вуз уже экзамены не сдаются.
Достаточно важным является появление частного сектора в Азербайджане. Еще в начале 90-х годов появились частные университеты: «Гарб», «Хазар». Кроме того, было введено много новых специальностей (международное право, маркетинг, менеджмент и пр.). Открыты также частные школы, и их немало.
Правда, достаточно серьезное отставание имеет место в области профессионально-технического образования. Несмотря на то, что принята госпрограмма по развитию этой сферы обучения, выделены определенные средства, тем не менее, система эта не разработана полностью. Вполне возможно, что в дальнейшем в сфере профтехобразования произойдут положительные изменения.
Нельзя обойти вниманием и Болонскую систему, введенную в Азербайджане. Преимущества ее в трехступенчатости образования, введении новой оценочной системы, а также дополнений к дипломам, в которых отражены не просто отметки за обучение, но и есть подробная картина обучения каждого студента.
— Каков уровень школьного образования в Азербайджане, к чему в основном готовят в наших школах?
— В нашей стране школьное образование переживает переходный период, который слишком затянулся. Все еще сохраняется система советского образования. В основном эта система строится на заучивании общего багажа знаний. При этом отсутствует развитие у школьников творческого начала, не ведется подготовка учеников к жизни. В настоящее время происходит смешивание систем образования. К примеру, реализуется в какой-то конкретной школе пилотный проект по другой системе образования, рассчитанный на определенное время. По завершении реализации проекта, ученики возвращаются к старой системе обучения. В стране отсутствует общее реформирование. Нет четкой отечественной системы обучения, хотя существуют вроде новые программы и учебники.
Что касается общей подготовки учителей, уровня преподавания в школах, то все это оставляет желать лучшего. Школьную систему, рассчитанную на приобретение общего багажа знаний, можно назвать неудовлетворительной.
Особняком стоят в этом вопросе турецкие лицеи. Они готовят выпускников для поступления в местные и зарубежные вузы. Причем качество обучения намного превосходит качества обучения в наших школах. Здесь имеется в виду и творческое развитие личности, и его подготовленность к дальнейшей жизни. По окончании турецких лицеев выпускники могут спокойно приступать к работе.
— Делается ли что-либо для того, чтобы азербайджанские дипломы котировались за рубежом, насколько востребованы наши специалисты в других странах, в каких сферах?
— Диплом азербайджанского студента, получившего степень бакалавра в аккредитованных вузах Азербайджана, признается за рубежом для поступления на магистратуру. Бакалавр может спокойно поступить в зарубежный вуз. Однако устроится на работу со своим дипломом бакалавра за рубежом, практически невозможно. Аналогичная ситуация происходит и с дипломом магистра. В любом случае с нашими дипломами за рубежом приходится проходить дополнительное обучение. Правда, наши дипломы врачей или нефтяников принимают в арабских странах. Однако в какой бы то ни было западной стране прохождение специальной профессиональной подготовки необходимо. Европа открыто говорит, что может принять на работу азербайджанских студентов, закончивших иностранные вузы.
— По каким в основном каналам (государственным или частным) азербайджанские студенты едут на учебу за границу? Какая часть из них впоследствии возвращается и трудоустраивается на Родине?
— Поехать на учебу за границу можно как по государственным, так и по частным каналам. В числе государственных каналов – ГНКАР (Государственная Нефтяная Кампания Азербайджанской Республики). Одним из условий обучения по данному каналу является обязательное возвращение. Имеются и другие госпрограммы, оплачиваемые государством, которые не выставляют четкого требования о возвращении на родину по окончании обучения. Какой-либо статистики в вопросе возвращаемости на Родину после обучения за рубежом нет. Несколько лет назад считалось, что Азербайджан одна из стран с высокой возвращаемостью выпускников зарубежных вузов. Сейчас, на мой взгляд, ситуация несколько изменилась.
В общей сложности существуют программы как по обучению в школах, так и в вузах. Зачастую родители сами отправляют своих детей на учебу в зарубежные школы. Преимущественно в Англию и Швейцарию. Есть и специальные программы, согласно которым дети живут в семьях и в течение года обучаются, к примеру, в американской школе.
Что касается программ поступления в зарубежные вузы, то их предостаточно. Обучение в Германии по линии DAAD, EDMUND S. MUSKIE, Центральный европейский университет (CEU), по линии British Counsil, European Comission Erasmus Mundus, Asian Development Bank. В последнее время появились возможности для обучения в Корее, Малайзии по линии scholarships.
По возвращении закончившие иностранные вузы редко идут работать в наши местные вузы, поскольку встает проблема с оплатой, которая в наших вузах достаточно низкая. В большей степени устраиваются в иностранные фирмы, а в вузах лишь подрабатывают.