Азербайджанские журналисты и СМИ об Армении и армянах
Гегам Багдасарян, редактор журнала Аналитикон
Информационная война: на войне — как на войне
Азербайджан, с одной стороны, и НКР с Арменией – с другой, находятся в состоянии войны. Война многолика и одна из ее личин – это информационная война. Освещение темы армян и Армении в Азербайджане нужно рассматривать именно на фоне этой информационной войны. Военная хроника или освещение ситуации на линии соприкосновения войск – целое направление в освещении упомянутой темы и самый мощный ресурс стимулирования образа врага и армянофобии.
“В Карабахе погиб армянский оккупант”. Это очень распространенный заголовок азербайджанской военной хроники. И не важно – в каких обстоятельствах это случилось. Продолжение может быть и таким: “В Нагорном Карабахе военнослужащий оккупационной армянской армии умер в результате дорожно-транспортного происшествия” (1). Умер в ДТП, но все равно – оккупант.
“На фронтах с агрессором нарастает эскалация, как продолжение эскалации риторической”, “Армянская сторона демонстративно вызывает Азербайджан на войну”, “Наши ответы такие сокрушительные, что даже жаль врага”,“Истинное лицо армянского фашизма”, “Руководство Армении пропагандирует и возвеличивает фашизм”, “Армения провоцирует Азербайджан”, “Армянская провокация на фронте”, “Еще один армянский фашист отмучился”. Обычные такие “невинные” заголовки…
Впрочем, иногда становится противно от таких заголовков в самом Азербайджане. Вот, к примеру, как в свое время отреагировал на последний заголовок известный азербайджанский журналист ШахинРзаев на своей фейсбуковской странице:
“Еще один армянский фашист отмучился” (Minval.az). 1998 года. 19 лет. Но уже фашист. Как противно. Жуки, блин, георгиевские, повторяете путинскую риторику. Меркель и Макрон фашисты, а Лепень и Альтернативная Германия – ваши друзья. И Йоббик в Венгрии тоже. Тьфу”.
И в такой атмосфере вовсе не надо удивляться заявлению депутата Айдына Мирза-заде, призвавшего армию застрелить премьера Армении Пашиняна при первой возможности. Это заявление не понравилось, как говорится, международному сообществу. Правда, потом Мирза-заде отрекся от своего заявления, сказав, что его неправильно поняли журналисты. Последнее обстоятельство же не понравилось некоторым журналистам в Азербайджане.
«Дать задний» — не красящий депутата финт», утверждает известный журналист Кямал Али. “Можно, конечно, в принципе напирать на первом, сказанном,- пишет Али,- и покинуть депутатскую должность, оставшись в народной памяти действительным защитником Родины, для которого личное уступает общественному. Так поступали в
Азербайджане в 1992-1993 годах. Сейчас у нас другое время…” (2).
Да уж, действительно другие времена…
Вот еще одно веяние нового времени, в исполнении того же журналиста: “Смотрел сегодня интервью Эльдара Намазова телеканалу «Реал». Понравилось, он четко сформулировал: дипломатические победы, если они есть — хорошо, молодцы, но такая мелочевка не мешает оккупанту продолжать де-факто владение нашей землей. Прекратить это беззаконие способна только азербайджанская армия. Если удастся решить вопрос дипломатией, без гибели людей — очень хорошо. Если нет — то зачем мы кормим армию, тратим на нее бюджет, если она не выходит из казармы?” (3).
Война… миротворцев
На войне – как на войне. Иногда этой истине подвержены все, почти все. Даже… миротворцы.
После апрельской войны 2016 года ваш покорный слуга выступил с такой парадоксальной ремаркой. Вот она: “Азербайджанское миротворчество погибает при первом же серьезном военном успехе. Армянское же миротворчество улетучивается при первой же серьезной опасности”. Которое из этих миротворчеств приемлемо? Трудно сказать, хотя инстинкт самосохранения все же можно понять…
Но все же, все же…
Один из азербайджанских миротворцев приветствовал решение официального Баку бомбить Степанакерт. По его мнению – это их (азербайджанцев) суверенное и конституционное право. То обстоятельство, что в те несчастные апрельские дни в Степанакерте остались только старики, женщины и дети (все остальные были на фронте), его не очень волновало. Другой азербайджанский миротворец “великодушно” заявил, что в принципе он не против, чтобы в Карабахе жили также…армяне.
А зори были не тихие на другой стороне тоже. Один из армянских миротворцев фотографировался в военной форме перед военной картой и указкой показывал, какие азербайджанские объекты нужно бомбить. А другой армянский миротворец в шутку призывал отомстить чаепитием в Гяндже.
Правда, были честные и трезвые голоса тоже. Вот что писала в те трагические дни в своей статье “А как у вас на кухне обсуждают карабахский конфликт” журналистка Алия Хагверди в региональной медиаплощадке JamNews:
“…Память — это, видимо, какой-то рудимент. Пережиток родовой мести. Получается, что если два народа враждуют, они должны резать друг друга до полного уничтожения по принципу “око за око”. За время конфликта достаточно набралось трупов с обеих сторон — какие возможности! Вы недовольны социальной обстановкой, политикой властей, гонениями на свободу слова, безработицей, но не можете открыто протестовать? Ничего, агрессия накопится в вас, а потом выльется гневными выкриками в адрес “этих мерзавцев и убийц”. Вы никогда не видели собеседника? Ничего страшного. Они же все там одинаковые… Что касается любви к родине, это самый последний, самый трогательный и самый фальшивый постулат. И самый популярный. Мы все любим родину. Это наши настройки по умолчанию. Мы в школе читали про это стихи и пели песни. Мы всю жизнь спорим, как делать это правильно и кто больше преуспел. Но что такое любовь к стране? Готовность отправиться на фронт, убивать и быть убитым? Слеза умиления при звуках гимна? Молчаливое согласие со всем, что в этой стране происходит? Или что-то еще? Тогда представьте такие картинки: вы на диване, любите родину, как всегда. И затем — кровь, выпущенные кишки, трупы. Людей, которые тоже любили родину, или им сказали, что они должны ее любить. Вы же все время говорили и писали, что любовь к родине требует жертв и вы на них готовы. Неужели эта ваша любовь в качестве жертвы принимает только покойников? По-другому ее нельзя умилостивить? Сейчас на линии соприкосновения войск затишье, на кухнях и диванах — разочарование. За последние 4 дня все мои друзья узнали, что я черствый и бесчувственный человек, у которого нет ничего святого. Полностью согласна. Наверное, именно поэтому я радуюсь, что сегодня ночью в Карабахе никого не убьют” (4).
В бой идут одни…журналисты
Как-то мы поспорили с моим азербайджанским коллегой на тему, что случилось бы, если официальным урегулированием карабахской проблемы занялся бы наш брат журналист. И пришли к общему прискорбному выводу – было бы хуже! Посудите сами.
Основатель и главный редактор азербайджанской газеты “Гюнделик Баку” Габиль Алиев обратился в 2015 году к президенту страны Ильхаму Алиеву с просьбой защитить его от бывшего председателя медико-социальной экспертной комиссии N24 Самухского района Амирхана Асланова в ходе судебного разбирательства по иску Асланова против Алиева. Редактор азербайджанской газеты утверждает, что мать Асланова по имени Кнарик – армянка, из-за чего он и оскорбил Асланова, а тот подал на него в суд. Об этом сообщает сайт азербайджанской газеты “Гюнделик Баку” (5).
Как отмечено в материале, редактор написал статью, в которой указал на армянские корни Асланова, за что того уволили с работы. “Сегодня его принял на работу другой министр. Он занимает какой-то пост в Гяндже”, – возмущается Алиев.“Я считаю армян своими вечными врагами. Где увижу армян, отрежу им языки и буду называть их развратными. Если меня даже порвут на куски, я всегда буду ненавидеть их. А как же нам выразить свой протест против армян, если не называть их развратными врагами? Если я буду снова участвовать в войне, то даже армянских детей не пощажу. И мы, и наши потомки будем сражаться против армян и никогда не примиримся с ними. Я обращаюсь к общественности Азербайджана: примите участие в судебных заседаниях! В судебном разбирательстве сына Кнарик против нас все мы должны руководствоваться девизом: “Скажем нет каждому армянину” и поднять этот вопрос в соцсетиFacebook”, – призывает редактор азербайджанской газеты “Гюнделик Баку” в своем письме (ссылка – см. выше).
А вот что пишет Азад Шариф, один из “аксакалов” азербайджанской журналистики:“Об этом надо кричать, чтобы услышали наши дети, внуки и правнуки, чтобы они не повторяли ошибок наших отцов, и наших с вами. Чтобы они никогда больше не доверяли армянам, не давали им возможность повторить Ходжалы! Поверьте, пройдет пол столетия, и они опять будут лезть к нам со своей предательской дружбой, лезть в наше доверие, каяться и льстить нам. Дети! Внуки! И правнуки! Не забывайте этого!…Мы не разглядели генное коварство армян. Мы даже всерьез не восприняли великого Пушкина, который двести лет назад воскликнул: “Ты трус, ты раб, ты – армянин!” (6).
Да, уж лучше доверить переговорный процесс не журналистам. Хотя…
Официальная ненависть
В Армении и НКР принято считать, что армянофобия в Азербайджане возведена в ранг государственной политики. Приведенные ниже цитаты оставят мало места для дискуссии на эту тему. Они взяты из исследования А.Адибекяна и А.Элибеговой “Армянофобия в Азербайджане”.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев:“Растут наш политический вес и экономическая мощь.<…>Но есть и силы, которые нас не любят, недоброжелатели. Их можно разделить на несколько групп. В первую очередь, наши основные враги – мировое армянство и находящиеся под его влиянием лицемерные, погрязшие в коррупции и взяточничестве политики” (7).
“Армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован только в рамках признанной международным сообществом территориальной целостности Азербайджана. После этого мы, азербайджанцы, конечно же, возвратимся на все наши древние земли – и в Иреван, и в Гейчу, и в Зангезурский махал. Все это наши древние земли. Молодое поколение также должно знать, что наши земли – это не только земли сегодняшнего независимого Азербайджана. Мы должны возвратиться и возвратимся на эти земли. Мы должны каждый день трудиться, чтобы приблизить этот день” (8).
Пожизненный председатель Управления мусульман Кавказа (УМК) Аллахшукюр Пашазаде: “Мы делаем все возможное для урегулирования конфликта мирным путем. <…> Однако невидим результатов этих встреч. Потому что ложь и предательство в крови у армян. Они сидели за нашим столом и ели наш хлеб, а, выйдя на улицу, говорили против нас” (9).
Экс-президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей:“Армянин не может строить государство. Армяне на протяжении истории никогда не строили государство и не были народом, строящим государство. Государство для армян строили русские, всегда говорили “встань здесь”, “сядь тут”” (10).
Министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев:“Пока есть азербайджанский народ и азербайджанская культура, мы будем подвержены армянскому плагиату” (11).
Начальник пресс-службы Минобороны, полковник Эльдар Сабироглу: “Они даже бессовестно обвиняют нас в провокации. Какова их цель? Ясно, что таким образом коварный враг пытается сформировать у азербайджанской общественности ошибочное мнение. Вранье у них в крови” (12).
Первый вице-спикер парламента Зияфет Аскеров:“Сложно излечить “армянскую” болезнь. Чем дольше не лечится эта болезнь, тем более тяжелыми становятся ее последствия. А ее усугубление вредит самим армянам. Этот вымышленный геноцид не имеет под собой ни исторической, ни правовой, ни моральной почвы. Просто армяне живут этой фантазией, этой болезнью. А это связано с территориальными претензиями к соседним странам – Азербайджану, Грузии, Турции и даже к России. Хотя нынешнюю Армению содержит Россия” (13).
Армяне, армяне, кругом одни армяне…
Ну и не мудрено же, что после такого образа-страшилки у людей могут возникнуть галлюцинации. И, к примеру, можно и в одежде Белоснежки видеть армянский флаг…
Это вовсе не шутка. Вот что пишет телеведущая Кюбра Магеррамова: “Вообще-то с врагом надо вести себя как враг. Да, врага нужно победить. Но делать это с умом. По меньшей мере потому, чтобы не выглядеть потом как дурак. В последнее время у молодежи вошло в моду сжигать флаги. Сжигая флаг, они выражают свой протест. Наши взяли и сожгли флаг Колумбии, приняв его за армянский флаг. Хорошо, что Республика Колумбия не придала этому инциденту политической окраски. А наши умудряются буквально всему придавать политическую окраску. Недавно, в преддверии Международного дня защиты детей, было организовано праздничное мероприятие. В нем приняла участие девушка в образе персонажа сказок по имени “Белоснежка”, которая развлекала детей. Если интересно, посмотрите мультфильм “Белоснежка и семь гномов”. Заодно обратите внимание на одежду персонажей”(14).
Да, кругом одни армяне. И все на одно лицо. Недавно вот министр обороны Азербайджана Закир Гасановво во время пресс-конференции, отвечая на вопрос о том, сбежал ли он с линии соприкосновения огня, о чем заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, сказал: “Григорян, Тоноян, Мхитарян, Кардашян: все они на одно лицо, их цель одно и то же” (15).
Кстати, о Генрихе Мхитаряне.
О спорт, ты… не мир
Министр обороны Азербайджана на упомянутой пресс-конференции внезапно стал спортивным комментатором. То ли от не очень радужных успехов на линии фронта, то ли от большой любви к спорту. И сделал первое же образное сравнение: “Футболист Мхитарян и гроша ломаного не стоит”. Дальше – больше.“Армяне построили свою политику вокруг футболиста Мхитаряна. Я, как человек, не занимающийся футболом, поинтересовался, кто же такой этот Мхитарян. И мне сказали, что этот человек 90% игрового времени проводит на скамейке запасных”, — заявил генерал-полковник на встрече с журналистами (16).
А некоторые азербайджанские депутаты “Арсеналу” посоветовали “плакать вместе с армянами”.
К примеру, депутат Сахиб Алиев отметил, что “Арсенал” вместе со своим полузащитником Генрихом Мхитаряном сыграл “не в футбол, а в политику против Азербайджана”. “Я расцениваю победу “Челси” как победу Азербайджана, который превратил финальный матч в настоящий праздник футбола, победу над политизацией спорта и над недоброжелателями. Об этом должны узнать HumanRightsWatch и AmnestyInternational”,- добавил он.
Депутат Тахир Миркишили также подчеркнул, что “здесь самую большую победу одержал Азербайджан”: “Нужно было играть в футбол, а не в грязные политические игры, господа! В конце концов неправда потерпела поражение. Самым большим победителем в эту ночь стал Азербайджан! Самые большие победы Азербайджана впереди!”
Депутат Фазиль Мустафа вот что посоветовал: “пусть все “арсенальцы” наденут армянскую форму и оплакивают поражение. Армяне и так уже сто лет оплакивают свою ложь!”.
Депутат Ганира Пашаева: “Сейчас этот армянский игрок, армяне и клеветники вместе оплакивают это позорное поражение… Пусть Аллах всегда поддерживает нашу страну и защищает от врагов!” (17).
“Азербайджан болел за «Челси», и он наказал «Арсенал». Это заголовок блога известного журналиста К. Али. “Трусливый поступок Мхитаряна, который при невероятных официальных гарантиях Азербайджана, посоветовался с семьей и решил пропустить третий матч по причине азербайджанского в нем участия, тоже сыграл на разгром «Арсенала» — 4:1 — это вам не шутки, с таким счетом проигрывают отчаявшиеся лузеры! Мхитарян поставил «Арсенал» в тупик, ведь если бы он прилетел в Баку с командой после того, как снабжал оружием оккупационный корпус армянской армии в Нагорном Карабахе, его не арестовали бы в Азербайджане после гарантий со стороны Баку, но каждый его удар по мячу конечно вызывал бы шквальный свист всего стадиона” (18).
Между тем, серьезные международные СМИ делали акценты сосем на другие обстоятельства. Вот один пример: “BBC. Фанатов с армянскими фамилиями не пускают на финал Лиги Европы в Баку” (19).
Вот такие неспортивные страсти. Между тем, в азербайджанских СМИ состязание армян и азербайджанцев на самых разных спортивных площадках представляют чуть ли не шекспировской дилеммой “Быть, или не быть”. Выигравший бой или поединок азербайджанец – герой нации, а проигравший – предатель.
И виноваты армяне и…собственная оппозиция. В информационном портале Media.az недавно был опубликован материал с таким заголовком: “Кто виноват в поражении сборной Азербайджана?” Один из пользователей сразу же отреагировал: “Армяне и оппозиция”. Это достаточно распространенное мнение.
Впрочем, иногда звучат трезвые голоса тоже, правда – опять-таки с политической окраской.
“Я не могу понять, почему в Азербайджане создается атмосфера искусственного патриотизма, заложниками которой становятся наши спортсмены. Радует, когда наши спортсмены побеждают армян, русских или немцев и завоевывают золотые медали. Мы радуемся и тогда, когда они уступают в финалах и приносят медали другого достоинства. Но ведь участие в соревнованиях подразумевает риск оказаться побежденным. Потому что соревнования предполагают, что твой соперник также силен, умен, и у него есть своя тактика”, — пишет депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа, выражая отношение к новой охоте на ведьм в Азербайджане, передает Oxu.Az со ссылкой на haqqin.az. На сей раз под прицелом азербайджанский борец Гасан Алиев, накануне проигравший в поединке спортсмену из Армении.
“Если в любой другой стране вынести на обсуждение данную тему, любой здравомыслящий человек просто будет смеяться над этим. В целом, когда в спорте, в конкретном состязании побеждает сильнейший, то в этом нет ничего странного. И когда наши спортсмены одерживают верх над армянскими, это доставляет всем нам лишь эпизодическую радость, и не более. Эта победа не возвращает нам Карабах и не заставляет армянские оккупационные силы покинуть наши земли. Сейчас некоторые напали на Гасана Алиева из-за того, что он уступил армянскому борцу. Я не знаком с ним лично, узнал о нем недавно, после поединка на Евроиграх. Но, судя по логике некоторых, сейчас каждый, выйдя на улицу, должен дать пощечину первому встречному с вопросом: “Почему ты проиграл в Карабахе? ”Этот Гасан Алиев проиграл больше того, что проиграли все мы? У него есть еще шанс на реванш в предстоящих соревнованиях. А есть ли у нас как у нации воля на возвращение потерянной части Родины, что мы сейчас все дружно принялись линчевать Гасана Алиева? Лжепатриоты, превращающие спорт в смертельное противостояние, наносят непоправимый моральный урон нашим молодым перспективным спортсменам. По их логике, нельзя впускать в Азербайджан ТеймураРаджабова, так как он проиграл Арояну. Не здороваться с ветеранами “Нефтчи”, потому что они давным-давно уступили “Арарату” (20).
“Култур-мултур”…
Отдельная тема, вернее отдельное поле боя – это освещение культурных событий. Караул, армяне крадут нашу культуру! “К разговору о «древности: как Хачатурян слямзил музыку у Гаджибекова” (21). Весьма ординарный заголовок для некоторых азербайджанских журналистов и СМИ.
Или вот такой заголовок из прессы 2003 года. “Почему мы должны смотреть “Арарат”, азербайджанскому зрителю не удалось увидеть своими глазами “старую ложь в новом дизайне”. Повод был такой. 24 апреля по телеканалу “Россия” транслировался фильм канадского режиссера Атома Эгояна “Арарат”. В Азербайджане никто его не видел, так как во время показа фильма телеканал AZTV — 1 занял место канала “Россия”. Журналист Айгюн Асланова пишет: “Министерство Связи решило за весь азербайджанский народ и пришло к выводу, что нам не следует смотреть фильм “Арарат”. Азербайджанский народ не посмотрел этот фильм, хотя он транслировался по всему постсоветскому миру и в других странах по телеканалу “Россия”. Может возникнуть вопрос: что же это за фильм, чтобы мы придавали ему такую важность?”
Пытаясь высказать объективную точку зрения о качестве фильма, автор статьи пишет в конце: “Все сказанное выше не является похвалой фильма “Арарат” и его режиссера. Просто мы хотим показать, что этот фильм должен был транслироваться в Азербайджане. Так как мы до сих пор проигрываем в информационной войне с армянами. Как можно воевать, если не видишь и не изучил оружия, используемого врагом? Армяне патологические вруны. Эта болезнь у них в генах и очень опасна. Нам необходимо видеть такие фильмы как “Арарат” для того, чтобы не терять осторожность. Именно поэтому азербайджанский зритель должен был посмотреть фильм Атома Эгояна “Арарат”… (525 gazet, 13-го мая).
А вот и “култур-мултурное” мнение генерального продюсера телеканала ATV, телеведущего Эльчина Алибейли:“Долгие годы армяне воруют азербайджанские мелодии и представляют их международной общественности как свои.<…>Армяне крадут не только у азербайджанцев –это их национальная болезнь. Дело в том, что если у одного народа нет истории и культуры, что подтверждается армянскими историками, то они должны “формироваться” за счет других народов и поэтому решили воровать у своих соседей – азербайджанцев <…>. Где бы ни жили армяне, они всегда крали у этих народов культуру и даже речь” (22).
Но мы, все равно, самые-самые мирные и толерантные. Мир еще не видел таких мирных и толерантных.
Но, оказывается, в Азербайджане “армянофобии нет”, а от народной дипломатии “отказались армяне”. Ереванская газета “Аравот” именно так отреагировала на шокирующее заявление азербайджанского чиновника. Государственный советник по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии Кямал Абдуллаев заявил, что в Азербайджане “нет армянофобии”. Его слова цитирует агентство АПА. “В мире потихоньку начинают понимать, что в Азербайджане армянофобии нет. Мы каждым своим шагом это доказываем”, — сказал он. “Когда по линии народной дипломатии армяне приехали в Азербайджан, они были удивлены, увидев в Баку армянскую церковь и узнав, что в Азербайджане сохранены книги и материалы на армянском языке. Они звонили в Москву и говорили, что видели в Баку ценные рукописи. Это является показателем того, что азербайджанский народ уважает религиозные, духовные и интеллектуальные ценности”, — сказал он и добавил, что “армяне отказались” от народной дипломатии в процессе мирного урегулирования. “Третьи страны также хотели, чтобы она продолжалась. Но армяне отказались от этого. У азербайджанского народа имеется потенциал для сосуществования с армянами. Потенциал мирного урегулирования конфликта не иссяк. Мы за мир”,- заявил советник (23).
Впрочем, азербайджанский народ не только самый толерантный, но и самый мягкий. По крайней мере, так думает Кенан Гулузаде: “Азербайджанцы действительно мягкий народ, которому чужды лишенная оснований агрессивность, а тем более планомерное насаждение или разжигание религиозной, национальной и этнической розни. Это не громкие слова, а реальность, хорошо известная каждому из нас. <…> У нас не может быть ненависти ни к одному народу, которые живут в окружающих нас странах, включая и армян. Да, мы, может, вполне имеем на то право, ненавидеть националистические круги Армении. <…> Но ненавидеть целый народ мы не в состоянии хотя бы потому, что столько ненависти в человеке быть не может. <…> Ксенофобия – чуждое для азербайджанского общества явление” (24).
Налицо — фарисейство чистой воды, подтверждающее наличие вакуума непритворной позиции. Но она все же есть – такая позиция. Вот что пишет, упомянутая нами выше, А. Хагверди на своей фейсбуковской странице:
“Началось щас: у нас армяне живут, у нас армяне живут. Эщщи (популярное обращение в Азербайджане – Г.Б.), поняли да, живут. Армянские пропагандоны говорят, что мы всех наших армян сожрали давно живьем. Мы говорим, что ничего подобного, очень даже живут и ничего. Многие из них не работают, чтобы не болтаться на виду. И по большей части это женщины — жены азербайджанцев, которым в свое время было некуда уехать. Для Баку действительно абсолютно нормальная ситуация — когда живет человек, который армянин на сто процентов, половину или четверть, все об этом знают и ничего страшного с ним от этого не происходит. Но мы не толерантны к этому меньшинству, потому что такова специфика нашего конфликта и специфика нашего общества. Армяне и азербайджанцы — 90% тех и других — ненавидят друг друга. Признайте это как данность, перестаньте корчить из себя цивилизованных людей, вы не цивилизованные люди. Это доказано — передоказано. Это не то чтобы плохо, это просто вот так. Примите. Меняйте что-то в себе или нет, оправдывайте или нет, но не надо отрицать очевидное”.
Кстати, всемирная паутина – это еще одна площадка как войны, так и миротворчества.
Сетевая ненависть
Всемирная паутина полна ненависти армян и азербайджанцев. Тысячи людей специализировались на этом. В социальных сетях, в самых разных информационных сайтах, в ютюбовских просторах можно найти столько слов ненависти и откровенной ругани, что иногда просто удивляешься, наткнувшись на трезвые голоса и искренние мнения. Они кажутся ложкой меда в бочке дегтя.
Отдельная тема – лжемиротворчество в сетях, сфера, в которой предостаточно сомнительных лиц и идей.
Вот всего лишь один пример трезвой оценки:
“Ваге Аветян объявил, что “у нас есть всего шесть миротворцев. Зардушт, Арзу, Али Аббасов, Ванян, Погосян (не знаю кто — такой) и он сам. Остальные все – “шестерки КГБ”. Большое спасибо. Лучше я буду “шестеркой КГБ”, чем коллегой Ваге в “миротворческой” платформе Эйнуллы” (из фейсбуковской страницы Ш.Рзаева).
Новая Армения: азербайджанский взгляд
В азербайджанском сегменте социальных сетей было достаточно позитивных мнений про новую ситуацию и про бархатную революцию в Армении. Появилась надежда, что кардинальные изменения произойдут также в Азербайджане. Были самые интересные сравнения Пашиняна и Алиева — не в пользу последнего. Популярными были фотографии открытого общения Пашиняна с народом и кордон между Алиевым и народом.
Между тем, азербайджанская официальная пресса пыталась давать как можно более негативные оценки демократическим развитиям в Армении, в том числе досрочным парламентским выборам 9 декабря, но они не находили должного отклика. Как отметил один из азербайджанских пользователей, “теперь мир будет воспринимать НК процесс как переговоры между демократией и авторитаризмом”.
Но не только официальная пресса отличилась в этом плане.
“Молодец, бойко трещит. «Хорошо излагает — собака», — в такой же ситуации говорил Остап Бендер Кисе Воробъянинову. Сейчас дежурные блокираторы в форпосте примут решение об инициации моего четвертого бана в Фейсбуке, как делали трижды ранее, за абсолютно кристально честные критические высказывания о том, что прилагается к 102-й российской военной базе. Зачем, что я такого написал? Что неправильного? Нельзя сказать правду? Имейте мужество открыто смотреть в глаза действительности: Никол — трепло, и вы это знаете!”
Как вы думаете, кто мог бы так написать. Кто же еще?: Кямал Али (25).
Вот как он представляет азербайджанский интерес в “пашиняновских страданиях”. Смакуйте:
“Кажется, это новое в армянской политике — сваливать на политического противника ложь о сотрудничестве с Азербайджаном и намерении «сдать территории». В Азербайджане были подобные зеркальные заявления одних наших политиков против других, но до «сдачи территорий не доходило». Армения в абсурдности ушла теперь дальше нас. Я такое утверждение Пашиняном никак иначе кроме «абсурд» не назову. Никол сам знает, что порет чушь, но видать таковы его моральные принципы — врать без рамок. Пашинян показал, что он действительно дурачок, а Рыжков называя его таким, не ошибался” (26).
Но это еще ничего. Оказывается, что, по мнению некоторых, армянам в этом плане еще учиться и учиться, а главное… у азербайджанцев.
К примеру, член нынешнего азербайджанского парламента ЭльманНасиров очень хотел бы “чтобы в Армении была такая же демократия, как в Азербайджане” (27).
Жизнь…назло армянам
Все это приводит к тому, что армянофобия становится смыслом жизни, доведя сознание людей до абсурда.
Посудите сами:
“10 млн-ый азербайджанец назло армянам”. А повод — вовсе не политический: “B ночь на 6 апреля в Баку родился 10-и миллионный гражданин страны. Девочка родилась в семье Рауфа и НигярОджаговых, ее вес 3,6 кг. рост — 52 см., сообщила пресс-служба Минздрава со ссылкой на Госкомстат” (28).
От такой психологии до пятиминутки ненависти всего лишь один шаг – “ Пятиминутка ненависти в азербайджанской школе” (29).
Как говорится, финита ля комедия…